Существует распространённое заблуждение, что как только на поиск приедет кинолог с собакой, то дальше будет как в кино. Собака, выбежав из машины, сразу возьмёт след и в считанные минуты найдёт потерявшегося человека.
Давайте разбираться, почему собака на поиске не равно нахождение.
Для начала вспомним, что в поиске пропавших людей есть три направления:
Поисково-спасательная служба (ПСС).
Собаки ПСС ищут запах любого живого человека и идут к точке его наибольшей концентрации.
Поиск тел погибших (ПТП).
Эти собаки ищут тела погибших людей. Очень сложное и требующее стрессоустойчивости от кинологического расчёта направление.
Следовая работа.
Это следование по индивидуальному запаху человека. Понюхать вещь потерявшегося и пойти по следу.
На поиске действует кинологический расчёт – это совместная работа, и собака является дополнительным инструментом, которым кинолог должен уметь пользоваться.
Может ли что-то пойти не так? Конечно, может. Как и у любого другого поисковика.
Чаще всего поиск – это пазл. Получится ли его собрать всем вместе, зависит от множества факторов. Наличие собаки не гарантирует нахождение, но даёт ещё больше возможностей.
В следовой работе задача расчёта – определить направление движения пропавшего человека и сузить круг поиска. Не дойти, что было бы прекрасно, а сузить, сказав, что наш потерявшийся ушёл в данном направлении. Это экономит очень много сил пешим группам и часто становится той важной информацией, которая влияет на результат.
В других направлениях каждый закрытый квадрат, в котором не найден человек, приносит пользу ходу поиска. Он делает картину яснее для координатора, уменьшая область исследования, приближая отряд к заветному нахождению.
Обучение поисковой собаки начинается с щенячьего возраста и длится годы. Это огромный труд, сложная и кропотливая работа.
Важно помнить, что собаки не всемогущи, но они снова и снова доказывают, что там, где часто уже нет надежды, они способны сотворить чудо.
Фото: Анна Митяева. Источник.